Самый большой объектив сигма. Самые дорогие и необычные объективы в мире

Объектив по праву считается важнейшей частью фотоаппарата. И действительно, получить изображение без него тяжело, да и качество будет невысоким (камера обскура). Конструктивная простота большинства крупноформатных фотоаппаратов, а также преобладающее применение центральных затворов в объективах, позволяет говорить, что крупноформатная камера чуть ли не вся сосредоточена в объективе. И если про 35-мм зеркальную камеру пишут: «ее сердце – затвор»; про цифровую: «ее сердце – матрица», то про камеру большого формата можно смело сказать, что ее сердце – объектив.

Плохой объектив не позволит использовать все возможности большого формата, а низкое качество изображения сведет на нет преимущество в площади кадра. Но бывает ли плохая оптика? Скорее следует говорить о неправильном использовании конкретного объектива в строго очерченном приложении. Старые нерезкие объективы вполне годятся для портретов, особенно если речь идет об имитации фотографий вековой давности. Специфика большого формата требует особых объективов и только здесь из оптики выжимается все, на что она способна.

Как вы знаете, объектив дает круглое изображение. Любой объектив с круглыми линзами. Почему линзы круглые? Потому что технологические особенности их производства таковы, что круглую линзу делать наиболее рационально. Между тем, кадр прямоугольный или квадратный. Получается, что все изображение, даваемое объективом, маскируется до стандартного размера. При этом углы любого прямоугольника вписанного в круг оказываются дальше всего от центра объектива, поэтому и качество изображения в них хуже. Листы пленки для большого формата или матрица тоже прямоугольны. Однако с ростом площади кадра можно заметить некоторую тенденцию к сплющиванию формата, то есть его стремление стать квадратным. Оно и понятно, прямоугольник наибольшей площади, вписанный в круг – квадрат. Увеличение соотношения сторон в листовых форматах привело бы к сильному ограничению подвижек.

Устройство объективов

Устройство типичного объектива большого формата несложно. Классический объектив состоит из трех основных частей: переднего блока линз, заднего блока линз и затвора, который находится между ними. Передний и задний блоки обычно содержат одинаковое число линз и конструктивно объединяются затвором. Объективы разъемные и это позволяет монтировать их на объективную доску. Объектив большого формата – конструктор, все соединения в котором резьбовые: на передний блок наворачивается затвор, далее надевается объективная панель, которая фиксируется прижимной гайкой; когда монтаж завершен – вворачивается задний блок. Теперь объектив смонтирован на доску и готов к применению. Такое устройство позволяет менять не только затвор, но и заднюю группу линз для получения объектива с другим фокусным расстоянием.

Действие объектива большого формата можно сравнить с фонарем. Представьте, что вы в темной комнате освещаете фонариком стену. Чем ближе вы будете к стене, тем меньше будет круг света. Направьте луч света на фотографию на стене. Фотография – лист пленки, круг света – изображение, даваемое объективом. Расстояния от углов рамки до темноты – ваши возможные подвижки. Чем дальше вы будете отходить, тем больше будет светлый круг, и тем больше станут «подвижки», так как размер фотографии не изменится. Попробуйте наклонить фонарь и подвигать его в стороны. Форма и качество освещенного участка будут меняться. Все эти явления имеют место быть и в крупноформатной камере.

Основные характеристики объективов большого формата

Когда у фотографа спрашивают, какой объектив он хотел бы купить, то он чаще всего называет фокусное расстояние и светосилу. Далее добавляет разрешающую способность, наличие аберраций и оптический рисунок (боке). В крупном формате значимых показателей больше. Можно назвать следующие свойства: фокусное расстояние; кроющая способность (угол изображения и значения подвижек в привязке к формату); максимальная, рабочая и минимальные диафрагмы; равномерность качества изображения по полю, длина хвостовой части и тип устанавливаемого затвора. Кроме того, действуют все обычные критерии: разрешающая способность, боке, устранение искажений, масса, размеры, диаметры резьбы под фильтры.

Фокусное расстояние объектива важно и в большом формате. Однако здесь один и тот же объектив может применяться в широчайшем диапазоне форматов. В зависимости от размера кадра будет меняться эквивалентное фокусное расстояние. Объектив 210 мм останется телевиком 210 мм для стандартного 35-мм кадра, сократится вдвое до портретника (105 мм) в формате 67, будет чуть больше штатного (58 мм) в 4х5’, станет штатным (44 мм) в 5х7’ и, наконец, переквалифицируется в классический широкоугольный (29мм) на формате 8х10’. Или еще пример: 80 мм это сверхширокоугольник 17 мм для 5х7’, а чтобы вам получить те же 110 мм на пленке 8х10’ придется купить телеобъектив 800мм. С ростом формата все объективы становятся широкоугольней.

Schneider-Kreuznach Fine Art 1100/22 XXL. Объектив с фокусным расстоянием 1100 мм и с огромным кругом изображения (900 мм), позволяющий снимать негативы форматом до 50х60 см. На таком формате это всего лишь штатный объектив.

Вторая сторона фокусного расстояния – требуемое растяжение меха камеры. Телеобъективы позволят вам обойтись меньшим растяжением меха, чем классические конструкции. Для очень больших форматов могут потребоваться очень длинные меха, что совсем неудобно. С другой стороны, для широкоугольных объективов будут необходимы специальные меха или углубленные объективные панели. Обладая крупноформатной камерой, при выборе объективов нельзя не учитывать ее технические характеристики, особенно минимальное и максимальное растяжение меха. И если в монорельсовых конструкциях вы можете удлинить базу камеры или сменить мех, то полевые фотоаппараты обычно менее гибки.

Кроющую способность часто считают главной характеристикой объектива, но я хочу обратить внимание на то, что пока не определено фокусное расстояние и формат пленки, рассуждения о кроющей способности бессмысленны. Интересен даже не столько диаметр создаваемого объективом изображения, сколько значения подвижек, которыми вы будете располагать с данными объективом и форматом пленки. Ситуация осложняется непостоянным значением диаметра изображения, который меняется в зависимости от диафрагмы. Обычно указывают значения кроющей способности для самой рабочей диафрагмы – f/22. Как правило, производители всегда указывают для какой апертуры сообщены сведения.

Максимальная диафрагма в объективах большого формата важна в двух случаях: когда вы смотрите на матовое стекло и когда добиваетесь эффектов сложного распределения резкости по кадру. Вспоминая узкопленочные объективы, где светосила часто является неоспоримым преимуществом, придется заметить, что в большом формате она менее значима. Да, объектив с диафрагмой f/4.5 позволит уверенно выстраивать сюжет и наводить фокус на матовом стекле, но, накрывшись накидкой и вооружившись лупой, вы без особого напряжения сможете делать тоже самое вплоть до диафрагмы f/22. Обычно светосильные объективы предпочитают те фотографы, кто снимает интерьеры (особенно темные интерьеры культовых сооружений) и портреты. Большая светосила спасет вас, если требуется очень сильный резкостный акцент на участке фотографии. Используя подвижки, на открытой диафрагме можно добиться исключительно тонкой плоскости резкости.

Стоит утверждать, что объектив с диафрагмой f/5.6 на формате 4х5’ создает изображение с распределением резкости, напоминающим таковое в 35-мм при диафрагме f/2…2.8. Поэтому при оценке светосилы делайте скидку на формат кадра. Максимальная диафрагма в большом формате несет все же вспомогательное назначение, а всякий рост светосилы влечет увеличение массы и габаритов оптики. Объективы с небольшими максимальными диафрагмами при том же фокусном расстоянии легче светосильных объективов, поэтому пользуются успехом у пейзажных фотографов. Максимальная диафрагма f/4.0 - 5.6 считается большой, f/6.8 – 8 – средней.

Объективам большого формата свойственна одна диафрагма, обеспечивающая наилучшее качество. При расчете оптической конструкции предполагается преимущественное использование этой диафрагмы. Обычно это f/22. Как правило, качество начинает снижаться в обе стороны от этого значения и на максимальной диафрагме может стать посредственным. Это еще один аргумент в пользу использования наибольшей диафрагмы только при построении изображения.

Минимальная диафрагма определяется во многом параметрами используемого затвора. Вы можете встретить в большом формате f/128 и даже f/256, но это не значит, что такие диафрагмы разумно применять. Качество изображения резко снизится из-за дифракции, а выдержка возрастет многократно. Практически нельзя использовать импульсные источники света.

Поле изображения объектива представляет круг. При этом максимальное качество достигается в центре круга и плавно снижается к его периферии. На самой границе происходит довольно резкое падение всех характеристик изображения с переходом во тьму. Конструкторы всегда старались сделать характеристики объектива однородными, чтобы не только в центре, но и на краях качество было высоким и не сильно отличалось. Равномерность изображения по всему полю – важнейшая характеристика объектива. Есть оптика, которая предоставляет очень хорошее качество в пределах стандартного кадра, но при использовании подвижек, когда задействуется краевая зона, фотография сильно проигрывает в результате. Наоборот, некоторые объективы дают чрезвычайно однородное изображение резко переходящее во тьму. Очевидно, что худшее качество вас ждет на краю, поэтому объектив с большим полем даст вам запас при использовании подвижек. Некоторые фотографы специально используют падение качества на периферии для создания художественного эффекта.

Такая незначительная характеристика как длина хвостовой части объектива может испортить вам много нервов. Так как объектив большого формата почти симметричен, сзади он почти такого же размера, как и спереди (за исключением телеобъективов). При использовании широкоугольной оптики с большими подвижками габариты объектива могут вас ограничить особенно с одновременным применении фильтров.

Schneider-Kreuznach Super-Angulon 90/5.6 – объектив, у которого хвостовая часть не меньше основной, в отличие от Schneider Super-Summar XL 210/5.6 (справа), где после затвора значительно меньше металла и стекла.

Обратите внимание и на тип установленного затвора. Характеристики затвора определяют диапазоны диафрагм и выдержек. Существуют механические и электронные затворы. Все затворы классифицируются по присоединительным размерам, и вы можете переставлять затвор с одного объектива на другой при соблюдении соответствия некоторых параметров.

Традиционные характеристики объективов, такие как разрешающая способность, оптический рисунок, устранение искажений, масса, размеры, диаметры резьбы под фильтры, безусловно, не менее важны. Я не буду сейчас подробно на них останавливаться, так как они достаточно очевидны. Единственное замечание будет касаться того, что благодаря симметрии конструкции объективов большого формата многие аберрации практически отсутствуют. Это самые бездисторсионные объективы из всех, что бесценно в съемке архитектуры.

Как выбирать объектив большого формата

Объективов очень много, в том числе и из-за возможности применения практически любой оптики на любой камере. Как выбирать объектив, чтобы не переплатить за лишние возможности и не пожалеть потом о своей недальновидности? Производители и камер и оптики любят настаивать на том, что вам нужны объективы с самыми большими углами покрытия и огромными запасами подвижек, но правда заключается, прежде всего, в том, что эти объективы дороже. На самом деле, самые качественные объективы невероятно хороши, но я не могу однозначно ответить, что лучше – один отличный объектив или два хороших за те же деньги.

В выборе объектива начните с типа носителя, то есть собираетесь вы снимать на пленку или на цифру. В случае цифровых приставок, сегодня уже существуют специальные серии «цифровых» объективов, при разработке которых может учитываться даже характеристики стекла, закрывающего сенсор. Теперь это лучший выбор для цифровой фотографии по нескольким причинам. Во-первых, разрешающая способность таких объективов очень высокая и позволяет использовать все свойства матрицы; во-вторых, кроющая способность хотя и невелика, но вполне достаточна для цифровых сенсоров, с учетом высокой однородности характеристик поля изображения и особого падения лучей на плоскость матрицы; в-третьих, эти объективы значительно меньше в размерах, идеально подходят для точных цифровых камер, так как разрабатывались под них; в-четвертых, они снабжаются электронными затворами, которые как нельзя лучше вписываются в современное управление камерами; наконец в линейках «цифровых» объективов есть короткие фокусные расстояния, нужные для небольших по площади цифровых приставок.

Когда вы выбираете пленку, определитесь с форматом. Здесь я позволю себе несколько подсказок. Далеко не все объективы могут закрыть все форматы в разумных пределах. Есть оптика, которая не может заполнить даже 4х5’ и поэтому предназначенная для еще меньших форматов вроде 6х12, 6х9 и 6х7. Ее отличие от оптики традиционных среднеформатных систем состоит в предоставлении подвижек на этих размерах кадра. Сегодня из всех форматов плоской пленки больше всего распространены 4х5’ и 9х12 см. Это самые маленькие форматы, но они достаточны для почти всех профессиональных работ, а также экономичней и доступней. Пленку 4х5’ найти и обработать гораздо проще, чем 8х10’; разнообразие фотоматериалов также выше, а их современное качество очень высоко. Для съемки на пленку 5х7’ и 8х10’ у вас должны быть очень веские причины. Еще можно купить камеры 11х14’. Если вы будете снимать на 11х14’, то выбор сократится не только в пленке и камерах, но и в объективах, которых будет по пальцам пересчитать. Следующий в сторону увеличения формат – 12х16’ - уже из области мифов. Хотя самый большой из реально существующих серийно выпускаемых форматов – 20х24’ или 50х60 см. По сравнению с такими негативами даже 8х10’ перестает казаться большим.

Сегодня самый большой реально возможный формат 8х10’, а в России и он чрезвычайно редок. С 5х7’ или 13х18 см немного лучше, но если вы не хотите держать дома половину холодильника заполненную коробками с пленкой (которую трудно достать) и заряженными кассетами, то ограничьтесь 4х5’. На выбор формата влияет не только качество, которое вы хотите получить, не только ряд специфических требований, но и характеристики сканера, который вы будете использовать и предпочтения ваших клиентов. По причинам сканирования и немного большей площади кадра, хотя и более квадратной, я склоняюсь к 4х5’, а не к 9х12. Правда, вы можете одновременно снимать на пленку обоих форматов, так как кассеты имеют одинаковые внешние размеры (но разные внутренние). К сожалению, в этом случае придется иметь два комплекта кассет, и если вы снимаете сразу много кадров это накладно.

Производители камер и оптики не перестают переписывать из каталога в каталог что-то вроде «когда вам потребуется еще более крупный формат, возникнет необходимость в большой кроющей способности, поэтому покупайте самые лучшие объективы». Проблемность ситуации в том, что переход на формат больше 4х5’ сегодня не так необходим как 30 лет назад. Самое вероятное, и время подтверждает тенденцию к сокращению площади кадра, что 8х10’ или 5х7’ вы никогда не возьмете в руки. Разве что из интереса. Остается еще контактная печать и сверхбольшие увеличения, но это – тема отдельного разговора. Поэтому сегодня я не призываю оглядываться на очень большие форматы – рациональность в фотографии не менее важна, чем в экономике.

Итак, выбирая 4х5’, вы обеспечиваете себя большим разнообразием камер, аксессуаров к ним и пленки, экономите на стартовых вложениях и облегчаете себе дальнейшее сканирование или ручную печать. Не будет особых проблем с переноской фотоаппаратуры, искривлением пленки в кассете и последующей проявкой.

Выбрав формат, а я советую ознакомиться с ценами на камеры, пленку и их распространенность там, где вы живете, можно сразу приступать к рассмотрению объективов. Первое это фокусные расстояния. На самом деле, нас, конечно, интересует не «длина» объектива, а угол пространства, которое останется на пленке. Не путайте этот угол с углом изображения даваемым объективом, который всегда должен быть больше. Привычно выражать охват пространства фокусным расстоянием объектива для 35-мм камеры. Так, 20мм, это на самом деле 94 градуса по диагонали, и именно эти градусы нас и интересуют.

Фокусное расстояние, как правило, пишется на оправе объектива. Диапазоны выдержек и диафрагм определяются установленным затвором (справа).

Очень многие фотографы начинают со штатного объектива, хотя любое другое фокусное расстояние может быть не менее обоснованным. Потом выбирают широкоугольник или портретник. Часто спрашивают, существует ли разница в выборе объектива для большого и среднего форматов. В крупном формате есть подвижки, а пленки бескрайне много. Это порождает мнение, что объектив должен быть менее широкоугольным, чем в среднем формате, так как подвижка вверх даст дополнительное место на пленке. Полярное мнение отражает необходимость применения широкоугольного объектива, так как всегда можно откадрировать в зависимости от назначения снимка. Этот тезис развивается в совет располагать основной объект по центру кадра, а потом обрезать сюжет как хочется. Есть еще масса высказываний на эту тему, но все они, безусловно, хромают на одну ногу.

Вы можете снимать большим форматом как угодно, но логично при выборе объектива поступить самым простым образом: посмотреть, как вы снимаете на узкий или средний формат без шифт-объектива. Здесь возможно два варианта. Первый - вы оставляете вертикали вертикалями, используете широкоугольный объектив и заполняете передний план (или отрезаете нижнюю часть). Второй – вы заваливаете картинку, снимая объективом с большим фокусным расстоянием. Если преобладающий тип съемки первый, можете смело покупать для большого формата объектив «подлиннее», так как передний план вы отрежете подвижкой, включив верх. Если вы слоняетесь к завалам, то можете брать эквивалентное используемому фокусное расстояние – вы просто исправите вертикали.

Здесь следует напомнить, что хотя большой формат и предоставляет огромные подвижки, не спешите ими воспользоваться вслепую. Если вы можете снять сюжет вообще без перемещений камеры или с минимальными движениями, используйте эту возможность – результат будет лучше. Календари и книги набиты довольно бездарными снимками, когда фотографы, используя очень широкоугольный объектив, близко подходят к объекту съемки и громадными подвижками обезображивают его до неузнаваемости. Это и прямой угол здания, торчащий как нос корабля, и дома, зрительно расширяющиеся к верху, и эллипсовидные шары, и вытянутые маковки куполов, которые своим видом заставляют зрителя вспоминать архитектурные стили, и многие другие «эффекты», которые любят называть художественными приемами и которые на самом деле являются либо банальной безграмотностью, либо следствием ограниченности фотографа, имеющего один объектив на все случаи жизни.

На самом деле вы должны определить линию съемки и отойти по ней на расстояние порядка 4-6 глубин снимаемого объекта (это давно известное правило, описанное еще в самых первых руководствах по фотосъемке вековой давности). После этого следует выбрать объектив с таким фокусным расстоянием, чтобы весь сюжет вошел в кадр. Естественно, у вас должно быть много объективов, например, пять (хороший совет, правда?). Результат будет великолепным, подвижки останутся небольшими, и перспектива совсем не исказится. Не всегда на практике можно соблюсти это правило, но стремиться к нему можно и, почти всегда, игра стоит свеч. Творческая фотография имеет право на другой взгляд, но он тоже должен быть обоснован.

Я не думаю, что, покупая большой формат, стоит очень надеяться на кадрирование. Если вы собираетесь кадрировать 4х5’ до 6х9, то лучше сразу купите камеру поменьше. Как раз весь интерес использовать полную площадь кадра, выполняя подвижки; идеально выстраивать композицию, индивидуально работая с каждым кадром; выжимать из листа пленки максимум возможного, уделяя внимание каждому шагу и получая моральное удовлетворение от работы.

Стандартной является рекомендация по выбору фокусного расстояния объектива в зависимости от размеров сторон кадра. Подробнее об этой методике вы можете прочитать в статье «Критерии выбора среднеформатной системы» размещенной на этом сайте.

Для формата 4х5’ нормальным считается объектив с фокусным расстоянием около 150мм, широкоугольным – 90мм, портретным – 360мм. Самым широкоугольным для 4х5’ сегодня будет объектив 47мм (что-то вроде 13мм в узком формате), но он не даст вам практически значимых подвижек. Самым длиннофокусным является, скорее всего, объектив 1200мм (или 330мм в эквиваленте). Если быть совсем точным, есть и еще более длиннофокусные объективы, но использовать камеру с ними будет очень сложно. Объективы порядка 65-75мм можно рекомендовать для интерьеров, 80-90мм – для архитектуры и интерьера, 120-150мм – в качестве универсальных, 180-240мм – для натюрморта и 300-420мм для портрета. Последнее предложение для тех, кому нужны практические рекомендации. Соответственно более крупные форматы требуют других объективов. В ориентации в фокусных расстояниях вам поможет специальная таблица:

Фокусное расстояние объективов к разным форматам эквивалентное 35-мм.

Примечание: цифры в таблице незначительно округлены; к – коэффициент перевода фокусного расстояния объектива для 35-мм кадра.

У фотографа, специализирующегося на пейзажах и архитектуре может быть целая гора широкоугольных объективов, у любителя студийной съемки, наоборот, портретных. Если вы не знаете с чего начать, возьмите штатный объектив, а потом фотография сама укажет какое фокусное расстояние вам нужно.

Определив фокусное расстояние и погрузившись в характеристики объективов, вы обнаружите, что разная оптика обладает разными свойствами, важнейшее из которых – кроющая способность. Первое правило, касающееся выбора объектива по величине покрытия звучит так: поле изображения даваемое объективом должно закрывать формат, который вы выбрали. Это минимальное условие, хотя есть охотники снимать на большом листовом формате объективом с малой кроющей способностью, чтобы получать круглые картинки. Чем крупнее формат, тем больше объективов будет отсеиваться этим правилом.

Для использования подвижек камеры объектив должен давать изображение больше, чем размер листа пленки – это второе правило, не менее очевидное, чем первое. Насколько существенным должен быть запас по кроющей способности? С одной стороны вы не можете осуществлять подвижки больше, чем позволяет ваша камера; с другой – объективы вещь долговечная и на какой камере завтра вы будете использовать оптику, приобретаемую сегодня, известно не до конца. Запас кроющей способности необходим также, если вы планируете использовать следующие в сторону увеличения форматы пленки.

Очень распространено мнение, что запас изображения на подвижки зависит от жанра фотографии. Обычно говорят, что для интерьера и архитектуры требуются большие подвижки, а для пейзажа – не очень. Это спорное мнение, так как на самом деле не область работы фотографа определят требования к объективам большого формата, а конкретный сюжет и методы съемки. Пейзаж, содержащий высокие объекты на переднем плане, может просить не меньших подвижек, чем интерьер с высоким потолком. Не забывайте и про фактор искажения, который становится более заметным при использовании широкоугольных объективов с сильным перемещением плоскостей фотоаппарата.

Так что вопрос о необходимости иметь большой запас по кроющей способности объектива неоднозначен. Выбирая объектив с огромным полем изображения, вы получаете свободу действий, но рискуете заплатить много денег, получить сильное падение освещенности к краям, сделать правилом съемку с заметными искажениями в результате применения чрезмерных подвижек и обречь себя на лишний вес и большой размер фильтров. Используя объектив с ограниченным полем изображения, вы можете столкнуться с невозможностью полноценной работы. В итоге, если вы можете себе позволить объективы с большой кроющей способностью, то используйте их, если нет – вам придется более тщательно выбирать точку съемки.

35мм 13 15 18 20 22 24 28 31 35 43 50 80 105 135 к
9х12 43 50 60 65 72 80 90 100 120 140 165 265 350 450 3.3
4х5’ 47 55 65 72 80 85 100 110 125 155 180 290 380 490 3.6
5х7’ 62 72 90 95 105 115 135 150 170 210 240 390 500 650 4.8
13х18 65 75 90 100 110 120 140 150 170 210 250 390 515 660 4.9
18х24 90 100 120 135 150 160 190 210 240 290 340 540 700 900 6.7
8х10’ 95 110 130 150 160 175 200 220 250 310 360 580 750 970 7.2

На десятку самых светосильных объективов, давайте вместе поглядим на самые дорогие экземпляры линз, которые были выпущены.

В список попали 10 представителей, и, пожалуй, давайте начнём с экземпляра за скромные $10000+ и пойдём по возрастанию цены.

1. Nikkor 600mm f/4G ED VR AF-S

Nikkor 600mm f/4G ED VR AF-S

Телефикс от японского гиганта фотоиндустрии можно прикупить всего лишь за $11500. За эти деньги вы получите дальнобойный объектив, который способен фокусироваться на расстоянии от 5 м, что при фокусном расстоянии 600 мм является отличным показателем. Естественно, оптическая схема объектива выполнена по передовым технологиям – тут и нанокристаллическое покрытие, и элемент со сверхнизкой дисперсией, и система подавления вибраций.

2. Sigma APO 300-800mm f/5.6 EX IF HSM

Sigma APO 300-800mm f/5.6 EX IF HSM

Этот представитель стоит чуть дороже – $12000. Родом из той же Японии, 5-киллограмовый зум имеет углы “зрения” от 8 до 3 градусов и фокусируется с 6 метров. Им хорошо снимать зверушек – если какая подберётся на минимальную дистанцию фокусировки, то тихий мотор автофокуса её точно не спугнёт.

3. Nikkor 800mm f/5.6E FL ED VR

Nikkor 800mm f/5.6E FL ED VR

Следующее место в списке занял ещё более дальнобойный фикс. За $18000 вы можете приобрести себе 800-миллиметровое стекло, которое по характеристикам стоит близко к номеру 1 из нашего списка, но дополнительно оснащено флюоритовыми линзами для устранения хроматических аберраций. Фокусируется “гулливер” с 6 метров, а его оптическая схема состоит из 20 элементов в 13 группах.

4. Nikkor 6mm f/2.8 Fisheye

Nikkor 6mm f/2.8 Fisheye

И снова Nikon. Но на сей раз абсолютная противоположность предыдущим моделям. Ультра-широкий фишай-объектив с фокусным расстоянием всего лишь в 6 мм доступен за $35000. Он выпущен достаточно давно – ещё в 1970-е годы прошлого века, и тогда он продавался за жалкие $6000. Но сейчас цена на него выросла в разы. Ещё бы – угол обзора линзы составляет 220°, а фокусируется она уже на расстоянии 25 мм. Привлекает и внешний вид – необычная тарелкообразная форма точно выделит вас из толпы.

5. Sigma APO 200-500mm f/2.8 EX DG

Sigma APO 200-500mm f/2.8 EX DG

За те же деньги ($35000) можно прикупить следующего героя из нашего ТОПа. Это очередной японец, умеющий снимать на фокусных расстояниях от 200 до 500 мм с постоянной светосилой f/2.8. Он обладает сверхбыстрой системой автофокуса, за что и полюбился многим профессионалам. Смущает их только вес громадины – почти 16 кг на себе особо не потаскаешь. Фокусироваться линза умеет уже с 2 метров, а её оптическая схема состоит из 17 элементов в 13 группах.

6. Canon 5200mm f/14.

Canon 5200mm f/14

Этот объектив так просто и не подымешь – центнер веса и 2 метра длины позволяют использовать его только на специальной платформе. Это нивелируется фокусным расстоянием 5200 мм, что позволяет снимать объекты на расстоянии до 50 км. Сфокусироваться у вас получится на расстоянии 120 м. Стоит это чудо $50000.

7. Canon EF 1200mm f/5.6L USM

Canon EF 1200mm f/5.6L USM

Ровно в два раза дороже ($100000) стоит собрат предыдущей модели – 1200-миллиметровый Canon. Эта модель была выпущена специально к Олимпиаде-1984 всего лишь в 5 экземплярах. Потом её доработали и выставили на продажу. Данный объектив является мечтой любого уважающего себя спортивного журналиста, ведь он и создан специально для освещения различных спортивных мероприятий.

8. Carl Zeiss Apo Sonnar T* 1700mm f/4

Carl Zeiss Apo Sonnar T* 1700mm f/4

Точную стоимость объектива от известного немецкого бренда никто не назовёт. Ведь он выпущен по спецзаказу к камере Hasselblad 203FE для любителя съемки дикой природы из богатой страны Катар. Вес “малыша” составляет 256 кг, а управляется он собственной встроенной ОС. Объектив создан по самому последнему слову техники – чего только стоит одна из линз, потянувшая на 25 кг чистого веса. В общем, определяем его в категорию $1000000+ – так мы точно не ошибёмся.

9. Leica APO-TELYT-R1600mm f/5.6

Leica APO-TELYT-R 1600mm f/5.6

Больше $2000000 стоит эксклюзив от Leica. Он выпущен всего лишь в 2 экземплярах, один из которых уехал к неизвестному фотолюбителю в Африку, а второй находится на заводе-производителе. Так что спешите, вдруг кто перехватит, и вы не успеете приобрести себе такое стёклышко, потом придётся кусать локти.

10. Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7

Последнего представителя мы вряд ли увидим в продаже. Мы уже рассказывали о нем в материале о и не будем повторяться. Скажем лишь, что он является поистине уникальным экземпляром среди всех представленных, и даже если когда-то попадёт на полку магазина (пусть и виртуального), то цена на объектив будет просто заоблачной.

А какой объектив является самым дорогим в вашем парке оптики? Вдруг среди нас затесался счастливый обладатель какого-то стекла из представленного выше списка…

Лично у меня это стоимостью $300. А вы оставляйте свои варианты в комментариях.

Мы поинтересовались, во сколько обойдётся фотографу самый дорогой комплект фотокамеры (боди плюс объектив) по состоянию на 2014 год и вот какой список получили.

Цены оборудования действительны на момент написания статьи. Рейтинг составляли, учитывая стоимость не по отдельности, а в комбинации фотокамера и объектив.

Стоимость адаптера, если таковой необходим, в комплект не включена.

Hasselblad: 53 160 долларов.

Первенство по дороговизне в настоящее время принадлежит Hasselblad. Зеркальный фотоаппарат среднего формата Hasselblad H5D-200c стоит 45 000 долларов. Его можно сочетать с объективом Hasselblad 35-90 мм F/4-5.6 HCD за 8160 у.е.

Mamiya: 46 475 долларов.

Среднеформатную зеркальную фотокамеру Mamiya 645DF + продают за 5990 долларов. Прибавьте к ней цифровой задник Mamiya Leaf Credo 80MP за 33 995 долларов и объектив Schneider Kreuznach 240 мм F/4.5 LS AF за 6490 у.е.

Leica: 37 150 долларов.

Зеркалка среднего формата Leica S (Type 007) стоит 25 400 долларов, её можно укомплектовать объективом Leica Vario-Elmar-S 30-90 мм F/3.5-5.6 ASPH за 11 750 у.е.

Sigma: 27 798 долларов.

Немалых денег стоит и цифровой зеркальный фотоаппарат Sigma SD1 Merrill - 1799 долл. Но его цена (и размер) совсем невелика по сравнению с объективом Sigma 200-500мм F/2.8 EX DG APO IF.

Nikon: 24 896 долларов.

Зеркальный фотоаппарат Nikon D3x стоит 6999 долларов, а объектив NIKKOR 800 мм F/5.6E FL ED VR обойдётся в 17 897 у.е.

Фотокамеру Canon 1D C, ориентированную на видеосъёмку и способную записывать 4K-видео, оценили в 9999 долларов. А за объектив Canon 800 мм F/5.6L IS придётся заплатить 13 499 у.е.

Sony: 15 496 долларов.

Если у вас есть адаптер байонета А -> Е, то к полнокадровой беззеркальной фотокамере Sony A7S за 2498 долларов можете подобрать объектив Sony 500 мм F/4.0 G за 12 998 долларов.

Pentax: 13 494 долларов.

Среднеформатный зеркальный фотоаппарат Pentax 645Z продают за 8497 долл. К нему подойдёт объектив Pentax SMC DA 645 25 мм F/4 AL (IF) SDM AW по цене 4997 долл.

Olympus: 7898 долларов.

Если у вас есть адаптер FT-> MFT, вы можете скомбинировать беззеркалку Olympus E-M1 за 1399 долларов с объективом Olympus 300 мм F/2.8 ED за 6499 у.е.

Panasonic: 3296 долларов.

Флагманская системная фотокамера Panasonic Lumix DMC-GH4 формата Micro Four Thirds с поддержкой 4K-видеозаписи стоит 1698 долларов. Удачным дополнением к ней станет объектив Panasonic LUMIX G Leica DG Nocticron 42.5 мм F/1.2 ASPH Power OIS стоимостью 1598 долларов.

Fujifilm: 3098 долларов.

Фотографы могут приобрести беззеркальную фотокамеру Fujifilm X-T1 за 1499 долларов и подобрать к ней объектив Fujifilm XF 50-140 мм F/2.8 R LM OIS WR за 1599 у.е.

13.10.2010 25922 Это интересно 0

В этом обзоре собраны самые невероятные (на момент составления статьи) объективы из всех когда-либо существовавших. Конечно, военные компании наверняка имеют в своём арсенале более внушительные экземпляры (привет, NASA!), но в этом обзоре речь пойдёт об объективах для зеркальных камер, которые смогут реально купить профессиональные и высокооплачиваемые фотографы.

Zeiss Apo Sonnar T* 1700mm f/4

Когда речь заходит об объективах без зеркал, в игру вступает Zeiss Apo Sonnar T* 1700mm f/4 - лидер среди объективов, которые не используются в военных целях. Этот «монстр» среди объективов был анонсирован и показан на выставке Photokina в 2006 году. Zeiss Apo Sonnar T позиционируется как объектив для «потребителя с очень высокими запросами и очень высоким интересом к дистанционным съёмкам дикой природы». На данный момент не удалось узнать, кто этот «потребитель» или хотя бы, кто заказал себе такой объектив. Однако такие объективы имеют надписи на арабском, а также гербы Государства Катар и Арабских Эмиратов.

Не удивительно, что Zeiss Apo Sonnar T, который был разработан для использования со среднеформатной камерой Hasselblad 203FE, настолько огромен, что не сразу можно разглядеть саму камеру, к которой он присоединён!

В объективе используется 15 оптических элементов в 13 группах, а некоторые линзы в нём весят до 25 кг, в результате этот оптический монстр достигает веса в 255 кг! Не правда ли, это не тот объектив, с которым вы захотите часто путешествовать? Не менее внушительным является процесс работы с объективом - фокусировка. Для этого Zeiss использует специальную систему сервоприводов, похожих на применяющиеся в промышленных телескопах. Несмотря на монстроидальные размеры, заслуживает всяких похвал прекрасный дизайн этого объектива.

Canon EF 1200mm f/5.6L USM

Не смотря на то, что этот объектив нельзя сравнить с Zeiss Apo Sonnar T, он является одним из самых длинных объективов, а также (при стоимости $80.000 без скидок) одним из самых дорогих объективов, когда-либо выпускаемых.

Изначально разработанный под байонет FD, объектив был выпущен к Олимпийским играм 1984 года в Лос-Анжелесе в количестве 5 штук для освещения этого спортивного события в средствах массовой информации. После этого объективы были возвращены обратно в компанию Canon, чтобы позже снова появиться на рынке, но уже в версии для более привычного EF байонета.

За время производства объективы Canon EF 1200mm f/5.6L USM покупались и использовались газетами и журналами для освещения таких событий, как Чемпионаты Мира, бейсбольные матчи, гонки Формула-1, выборы Папы Римского, Олимпийские игры и других важных событий. По данным компании Canon, несколько объективов были куплены частными фотографами.

Если вы член программы Canon CPS (Canon Professional Services), то у вас есть шанс приобрести такой объектив. В противном случае вам не повезло. Найти такой объектив в разделе б/у почти невозможно, компания Canon прекратила выпуск этой ограниченной серии несколько лет назад.

Sigma 200-500mm f/2.8

Если бы вы побывали к примеру, на выставке PMA (Photo Marketing Association), то точно заметили бы огромный объектив цвета хаки на стенде компании Sigma. Анонсированный и представленный на выставке PMA в 2007 году, объектив Sigma 200-500mm f/2.8 (который можно увеличить до 400-1000mm с помощью 2х телеконвертеров), вряд ли сможет тягаться с объективами, представленными выше. Однако он самый быстрый по скорости фокусировки! И он абсолютно соответствует рекомендованной цене в $38 000.

Объектив весит 15,7 кг. (почти $2 000 за килограмм!) и имеет размеры 72,6х23,6 см. Комбинация возможностей ультра-зума и значения диафрагмы в 2,8 вплоть до 500мм, делает этот объектив одним из самых лучших в классе объективов для съёмки дикой природы, спортивных событий и ночного неба.

Приобретите дополнительно конвертер и получите диапазоны фокусных расстояний 400-1000мм и значение диафрагмы в 5.6 при 1000mm, при стремительной фокусировке и изменении фокусного расстояния! В объектив встроен специальный Li-Ion аккумулятор, который обеспечивает фокусировку, а также смену фокусного расстояния. Хотите знать расстояние фокусировки? Просто посмотрите на встроенный ЖК-экран! Также можно устанавливать различные 72 мм фильтры в заднюю часть объектива, включая даже поляризационный! Однако, при присоединении дополнительных фильтров вам понадобится отдельный чехол для объектива.

Canon 5200mm F/14 Mirror Lens

Используя группу зеркал и огромный корпус, компании Canon удалось «растянуть» фокусное расстояние этого SLR объектива до 5 515мм!!! Как далеко «бьёт» эта «пушка»? Официальная документация обещает отличную фокусировку от 25 до 50 километров! Однако, для того, чтобы вы смогли сфокусироваться на объекте, он должен быть не ближе 120 метров.

Не смотря на то, что зеркала внутри этого объектива помогли сделать его более компактным (в сравнении с объективом от Zeiss с фокусным расстоянием 1700 мм!), объектив весит около 100 кг, не считая своей массивной подставки. Остальные «данные» объектива также впечатляют: высота 50 см, ширина 64 см и длина почти 2 метра!

Carl Zeiss" 50mm Planar f/0.70

Честь стать самым светосильным объективом выпала Carl Zeiss" 50mm Planar f/0.70. Этот объектив был спроектирован и использован для того, чтобы впервые снять тёмную сторону Луны в 1966 году.

Поговаривают, что сам Стенли Кубрик переделал его для кинематографа и снял несколько великолепных сцен при свечах в фильме «Barry Lyndon». Объектив также использовался при съёмках таких фильмов как «Список Шиндлера», «Английский пациент», «Влюблённый Шекспир». Всего существует 10 экземпляров этого объектива.

Canon S-type 50mm f/0.95

Чуть более широкоугольный, чем обычные фотообъективы, Canon S-type 50mm f/0.95 имеет значение диафрагмы f/0.90. В своё время, этот объектив, который быстрее человеческого глаза в 4 раза, был самым быстрым в мире. Не смотря на то, что SLR версия не выпускалась, он был представлен в 1961 году для 35-мм камер Canon.

Предполагавшийся как стандартный объектив для дальномера Canon 7, S-type 50mm f/0.95 крепился к нему с помощью трёх штырьков. Это объектив типа «Гаусс», в котором применялись две «противоположные» линзы, которые в итоге гасили хроматические аберрации. Он был запатентован Алваном Кларком (Alvan G. Clark), и содержал несколько элементов в пяти группах. Canon прекратил выпуск этого объектива в начале 70-х годов прошлого века. В те времена в Японии объектив стоил 57.000 йен, т.е. около $1.150, что по тем временам было весьма недешево.

Leica Noctilux-M 50mm f/0.95

В 1975 году, вскоре после прекращения выпуска Canon S-type 50mm f/0.95, Leica выпускает свой, самый светосильный объектив. Прозванный «Королём ночи», этот объектив был на 11% более светосильным по сравнению с предшественником.

Буква М в названии объектива говорит о том, что он был разработан под собственный байонет Leica «m-mount». Также его можно было присоединить к камерам стандарта МFT (Panasonic) с помощью переходника DMW-MA2M.

Однозначно, этот объектив очень хорош в условиях слабого освещения и для съемки с особенно малой глубиной резкости. На момент написания этой статьи, объектив не был доступен для заказа, однако, его ориентировочная стоимость составляет $10.500.

Nikon 6mm F/2.8 Fisheye

Nikon 6mm, первый в мире объектив с углом обзора 220 градусов, дал новый смысл пословице о глазах на затылке. Версия f/5.6 впервые появилась в 1969 году в модификациях AI и AIS.

Последняя версия этого объектива, f/2.8 стала топовой. Объектив позволяет снимать «круговые» фото и фокусироваться на расстоянии от 25 сантиметров. Конечно, о фильтрах можно забыть, однако компания Nikon учла этот момент и встроила Skylight фильтр, жёлтый, оранжевый и красный фильтры.

Используемый в научных, промышленных и особо важных целях, этот объектив доступен только под заказ. В 70-х он стоил $6.000, а недавно доступен в состоянии б/у на аукционе Ebay по цене $34.290+$150 за доставку.

Sigma 4.5mm f/2.8 EX DC HSM circular fisheye

В настоящее время Sigma предлагает несколько интересных крайне широкоугольных объективов - 4.5mm f/2.8 EX DC HSM «рыбий глаз» AF и 8-16mm f/4.5-5.6 DC HSM.

Производитель 4.5mm f/2.8 EX DC HSMпредлагает фокусировку в режиме макро на расстоянии 13.5 см, и, как и 6 мм объектив Nikon, используется для научных целей, а также творческой фотографии. Он намного меньше, легче и дешевле; рекомендованная цена составляет $1.500.

8-16mm предназначен для камер стандарта APS-C с эффективным фокусным расстоянием 12-24 мм, является прямолинейным широкоугольный объективом с твист-эффектом. Существует возможность добавить специальные кольца на передней части объектива, чтобы получить круговой эффект (виньетирование). 8-16mm является крошечным и недорогим по сравнению с Nikon 6mm с ценой около $1100.

Хорошая оптика способствует созданию хороших фотографий. Однако, выбор «того самого» объектива может оказаться не таким простым, особенно когда вы только делаете свои первые шаги в мире фотографии. Первое, что вам предстоит решить, это какой тип объектива вы хотите купить: с фиксированным или переменным фокусным расстоянием. Мы подготовили статью из двух частей, в которой расскажем и первый, и про второй тип оптики. В этой части статьи речь пойдет об объективах с переменным фокусным расстоянием или «зумах», а во второй - об объективах с фиксированным фокусным расстоянием или «фиксах». Перед тем как перейти к рекомендации конкретных моделей, для начала разберемся с некоторыми особенностями объективов.

В чем состоит преимущество зум-объективов?

Зум-объектив сочетает в себе несколько фокусных расстояний, что уменьшает нагрузку на фотографа. За счет большой кратности зума вы можете сделать разные по стилю фотографии, не меняя точки съемки. Это особенно актуально, когда вы фотографируете какое-то событие. К примеру, когда сцена меняется стремительно, и надо быстро перейти от общего плана к крупному или от пейзажа к портрету. Зум добавляет оперативности, и в этом плане его тяжело заменить.

В чем состоят недостатки зум-объективов?

Максимальная светосила любого зума ограничена значением диафрагмы f/2,8, очень редко - f/2 или f/1,8. F/2,8 достаточно, когда вы фотографируете на улице, но заметно меньше, чем потребуется при фотографировании в помещении. Конечно, это не приговор, потому что на помощь вам придут и более высокие значения ISO, и вспышка, и оптический стабилизатор. Но надо помнить, что оптический стабилизатор может спасти лишь от дрожания самой камеры. Движущиеся объекты на длинной выдержке резкими не выйдут. Качество высоких значений ISO зависит от модели фотоаппарата, но чем темнее в помещении, тем выше будет ISO и тем менее сочными и детальными будут ваши фотографии. Использование же вспышки - это отдельное искусство. Встроенная вспышка в 90% случаев скорее испортит снимок, сделает его нехудожественным. Также надо помнить, что зум-объектив - это всегда компромисс между ценой, качеством и удобством. Даже наличие постоянной светосилы, а это верный признак высокого класса объектива, не всегда означает качественный результат на всем диапазоне фокусных расстояний и диафрагм. У некоторых зумов резкость на открытой, порой самой необходимой диафрагме, достаточно низкая.

Какие бывают зум-объективы?

Любые объективы, а не только зумы, различаются по фокусным расстояниям. Нормальным полем зрения, которое соответствует человеческому взгляду, считается угол обзора, которое дает фокусное расстояние равное 40-50 мм для полнокадровой матрицы. Более короткофокусные объективы считаются широкоугольными, а более длиннофокусные - телеобъективами. Еще раз напомню: речь идет о фокусном расстоянии объектива, установленного на камеру с кадром 24х36 мм. Для APS-C матрицы это значение равно 28-32 мм. Для матрицы Micro 4/3 20-25 мм. Зумы с набором фокусных расстояний примерно от 24 до 80 мм в пересчете на полный кадр принято называть стандартными.

О стандартных зумах далее и пойдет речь. Они имеют такой же диапазон фокусных расстояний, как и «кит», но за счет более высокой светосилы и оптического качества могут дать существенный прирост в техническом плане: позволят делать резкие и контрастные снимки, снимать даже в условиях очень плохой освещенности, сильнее размывать фон ан фотографиях.

Мы отобрали несколько стандартных зумов, которые способны заменить китовый объектив, обеспечив фотографу максимально возможное качество изображение в том же диапазоне фокусных расстояний. Мы решили исключить из нашего списка слишком дорогие полнокадровые модели и сосредоточили внимание на моделях кроп-матриц.

При создании этого светосильного зума используется стекло со сверхнизкой дисперсией и асферические элементы. Это способствует снижению уровня хроматических аберраций и геометрических искажений. Ультразвуковой мотор обеспечивает тихую, плавную и быструю работу автофокуса даже в условиях низкого освещения. Оптический стабилизатор изображения отрабатывает до 3х ступеней экспозиции. Объектив сделан надежным и тяжелым, чтобы с достоинством выдерживать все тяжести фотографической жизни. Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM - это один из лучших зумов, созданных для любительских и полупрофессиональных камер Canon с матрицей APS-C. Он не раз побывал в нашей тестовой студии, и именно с ним мы стараемся испытывать камеры в деле, чтобы раскрыть весь их потенциал.

Зум-штатник с расширенным набором фокусных расстояний от 24 мм до 135 мм, который поможет путешествовать налегке. Оптическая схема объектива представлена 17 элементами в 12 группах. Для компенсации невысокой светосилы Canon EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM оснащен 4-ступенчатым оптическим стабилизатором изображения. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 35 сантиметров на всём диапазоне зума, что существенно расширяет творческие возможности. Для снижения ореолов и бликов используется низкодисперсное стекло и несколько асферических линз. Благодаря своей универсальности этот объектив придётся по вкусу любителям путешествий, не желающих брать с собой несколько объективов в поездку. Потенциально слабым местом является лишь не слишком высокая светосила, особенно с теледиапазоне.

Объектив был спроектирован как универсальный штатник для неполнокадровых камер Nikon. Несмотря на относительно небольшую светосилу он отличается большим размахом зума и помимо стандартного диапазона охватывает ещё нескольких портретных фокусных расстояний, а так же имеет в своем арсенале серьезный теле-диапазон в 200 мм при пересчете на полный кадр. Этого с лихвой хватит даже для для того, чтобы приблизить небольшие объекты и попробовать свои силы в фотоохоте или спортивном репортаже. В конструкции предусмотрены несколько высококачественных оптических ED-элементов для снижения уровня аберраций, бесшумный ультразвуковой мотор автофокуса и оптический эффективный стабилизатор изображения, призванный скомпенсировать не слишком высокую светосилу данной модели.

Этот был выпущен фирмой Nikon для работы на профессиональных камерах с кроп-матрицей. Постоянная светосила F2.8, внутренняя фокусировка, наличие пыле и влагозащиты выдают в нём надежного спутника для зеркальной камеры. Nikon AF-S Nikkor 17-55 mm f/2.8G IF-ED DX относится к топовой линейке объективов. Он обладает великолепной геометрией кадра. Цветные ореолы практически отсутствуют на всем диапазоне фокусных расстояний даже на открытой диафрагме. Пусть в нём и отсутствует стабилизатор изображения его вес в 700 грамм сам по себе способствует созданию устойчивости при съемке. Это дорогостоящий профессиональный инструмент с бескомпромиссным качеством изображения.

Данный объектив относится к топовой оптике и предназначен для зеркальных фотокамер Sony Alpha серий DSLR и SLT с APS-C матрицей. Основным его достоинством является постоянная светосила на всем диапазоне фокусных расстояний и небольшой для таких показателей вес в 600 граммов. Из других достоинств этой оптики стоит отметить бесшумный ультразвуковой мотор для фокусировки. Встроенного стабилизатора нет, так как в системе SLT- и DSLR-камер Alpha стабилизация осуществляется непосредственно в камере за счет сдвига матрицы. Объектив отлично подойдет тем, кто ищет один объектив для большинство сюжетов.

Объектив разработан для байонета E под APS-C матрицу. Этот универсальный высококачественный зум от Carl Zeiss предназначен для каждодневного использования с беззеркалками Sony. Оптика имеет фирменное покрытие T-star, которое призвано снизить до минимума нежелательные засветки и переотражения. Диапазон фокусных расстояний несколько шире, чем у стандартных зум-объективов и в пересчете на полный кадр составляет 24-105 мм. В объектив встроен оптический стабилизатор изображения для исключения нежелательного смаза при съемке на длинных выдержках. Постоянная светосила F4, циркулярная диафрагма и асферические элементы оптики от Sony дополняют высочайшее оптическое качество этой модели. Sony Vario-Tessar T* E 16–70mm F4 ZA OSS - это лучший вариант качественного объектива на каждый день для APS-C беззеркалок Sony.

Это один из немногих объективов Fujifilm в пыле- и влагозащищенном корпусе с постоянной светосилой F2.8 на всем диапазоне фокусных расстояний. Модель имеет 14 уплотнителей для защиты от непогоды и станет прекрасным помощником тем фотолюбителям, которые снимают в экстремальных погодных условиях. Оптика объектива имеет покрытие Gradient Index на основе новых нанотехнологий Fujifilm для борьбы с засветкой и виньентированием. В объективе также применен двойной линейный привод автофокуса для плавной, быстрой и тихой работы.

От своего младшего «китового» брата отличается наличием дополнительных двух элементов в оптической схеме и большей светосилой при сохранении аналогичного размера. Также он имеет встроенный оптический стабилизатор изображения, отдельный селектор для его включения и селектор для работы с автофокусом. Оптическое качество этой модели выше всяких похвал. Он не раз оказывался в нашей тестовой студии. На наш взгляд, эта модель имеет лучшее соотношение цены и качества в данном классе.

Самый современный зум в линейке оптики для байонета Micro 4/3. В пересчете на 35 мм диапазон его фокусных составляет популярные и самые востребованные 28-80 мм с постоянной светосилой F2.8. Корпус имеет пыле и влагозащиту, а индекс PRO говорит о профессиональном предназначении данного объектива. Он один из немногих имеет шкалу при работе в ручном режиме и программируемую кнопку L-Fn для расширения возможностей фотографа. Современная оптическая схема из 14 элементов в 9 группах с наличием как асферических, так и низкодисперсных элементов позволяет получить прекрасное изображение по всему полю кадра даже на открытой диафрагме. Это почти совершенный зум-объектив, пожалуй, лучший в системе Micro 4/3.